Нии онкологии петрова ординатура цены

В ФГБУ «РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова» Минздрава России на обучение по программам ординатуры принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие высшее медицинское образование, с учетом квалификационных требований к медицинским работникам, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в ординатуре за счет средств бюджета, не имеют права повторного поступления и обучения в ординатуре за счет бюджетных ассигнований. Обучение в ординатуре осуществляется только в очной форме.

В 2018 году прием в ординатуру ФГБУ «РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова» Минздрава России проводится по следующим образовательным программам ординатуры:

Добавлена новая специальность – Радиотерапия. Увеличено количество платных мест приема.

Перечень документов, необходимых для поступления в ординатуру

Поступающие должны предоставить на кафедру радиологии, хирургии и онкологии следующие документы:

  1. Заявление на имя директора ФГБУ «РНЦРХТ им. ак. А.М. Гранова» Минздрава России с просьбой допустить к участию в конкурсе.
  2. Копию и оригинал для сверки документа, удостоверяющего личность.
  3. Копию и оригинал для сверки документа установленного образца (документа о высшем медицинском образовании по программам специалитета (магистратуры) и приложения к нему).
  4. Копию и оригинал для сверки свидетельства об аккредитации специалиста или выписки из итогового протокола заседания аккредитационной комиссии о признании поступающего прошедшим аккредитацию специалиста (для лиц, завершивших освоение программ высшего медицинского образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования).
  5. Копию и оригинал для сверки сертификата специалиста (при наличии).
  6. Копию и оригинал для сверки военного билета (при наличии).
  7. Личный листок по учету кадров.
  8. Автобиографию.
  9. Копию и оригинал для сверки свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
  10. Копию и оригинал для сверки страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
  11. 4 фотографии размером 3×4 см.
  12. Копии и оригиналы документов, свидетельствующих об индивидуальных достижениях (рекомендации образовательных и научных организаций, рекомендации медицинских организаций, наличие опубликованных работ, изобретений).
  13. Копии и оригиналы документов, подтверждающих ограниченные возможности здоровья, требующие создания специальных условий (при необходимости создания таковых).
  14. Для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, – заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях с копией.

Поступающие на обучение вправе предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов. Все представляемые сведения должны быть подтверждены документально!

Учет результатов индивидуальных баллов осуществляется посредством достижения исходя из следующих критериев:

История лечебного факультета СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Абитуриентам

Информация для поступающих в Университет на лечебный факультет.

Информация для учащихся на лечебном факультете.

Контакты руководителей лечебного факультета.

История медико-профилактического факультета СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Абитуриентам

Информация для поступающих в Университет на медико-профилактический факультет.

Информация для учащихся на медико-профилактическом факультете.

Контакты руководителей медико-профилактического факультета.

История стоматологического факультета СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Абитуриентам

Информация для поступающих в Университет на стоматологический факультет.

Информация для учащихся на стоматологическом факультете.

Контакты руководителей стоматологического факультета.

Ординатура и интернатура

История отдела

История отдела ординатуры и интернатуры СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Специальности и цены

Специальности и цены обучения в 2014 году.

Информация для поступающих

Информация для поступающих в ординатуру и интернатуру.

Контакты руководителей отдела ординатуры и интернатуры.

Дополнительное профессиональное образование

Возможности СЗГМУ

Виды послевузовского и дополнительного профессионального образования СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Порядок зачисления на цикл

Порядок зачисления на циклы Университета

Выбор цикла

Календарный план циклов, поиск циклов

Контакты руководителей отделов комплектования учебных циклов, платного обучения.

Магистратура

Обучение в магистратуре СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Абитуриентам

Информация для абитуриентов, поступающих в магистратуру

Расписание занятий

Расписание лекций и практических занятий

Образование

Абитуриентам

В ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России ведется обучение по трем специальностям на трех факультетах.

Новости, мероприятия, события, расписание занятий, расписание экзаменов.

Интернатура и ординатура

Отдел клинической интернатуры и ординатуры является структурным подразделением Университета.

Дополнительное профессиональное образование

В Северо-Западном государственном медицинском университете имени И.И. Мечникова осуществляются следующие виды послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Иностранным учащимся

Обучение иностранных студентов на факультете осуществляется в соответствии с государственными и международными стандартами высшего медицинского образования.

Аспирантура, докторантура

Совершенствование условий и качества подготовки научных и научно-педагогических кадров, информационно-аналитическое обеспечение развития послевузовского профессионального образования в Университете.

НИИ и научно-исследовательские лаборатории

НИИ медицинской микологии им. П.Н. Кашкина, НИИ эндокринологии, Центральная научно-исследовательская лаборатория, НИЛ инновационных технологий медицинской навигации.

Диссертационные советы

Объявления о защите диссертаций, предварительное рассмотрение, онлайн видео трансляции, архив материалов

Дайджест НИР

Информационный бюллетень управления науки, публикационная активность, издательская деятельность, передовые научные статьи, архив

Международная деятельность

Активное позиционирование Университета на рынке образовательных услуг как на до- так и последипломном уровне.

Гранты и конкурсы

Информация о проведении конкурсов и грантов университета

Контакты руководителей научного направления деятельности университета.

Клиническая деятельность

Медицинские центры

Клиника им. Э.Э. Эйхвальда, Больница имени Петра Великого, Медико-профилактический центр.

Клинические отделения

Антиаритмический центр, гастроэнтерологическое отделение, гинекологическое отделение №1.

Страхование

Услуги ОМС, ДМС, виды услуг

Стоимость услуг

Перечень медицинских услуг клиник университета, стоимость

Запись на прием онлайн

Запись на прием он-лайн к медицинским специалистам клиник СЗГМУ им.И.И.Мечникова, расписание работы специалистов.

Контакты руководителей медицинского направления деятельности университета.

Профилактика

29-30 ноября на базе СЗГМУ им. И.И. Мечникова состоялась ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Профилактическая медицина — 2018» 13 декабря 2018

О проведении научно-практической конференции «Актуальные вопросы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных силах Российской Федерации» 08 октября 2018

О проведении Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактическая медицина — 2018» 06 сентября 2018

29-30 ноября 2018 года Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА — 2018».

  • 191015, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д.41
  • 195067, Россия, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47
  • Тел: (812) 303-50-00
  • Факс: (812) 303-50-35
  • Email: [email protected]

Задать вопрос

Задать интересующий Вас вопрос можно посредством формы обратной связи.

Контакты подразделений

Полный перечень контактных данных отделов и руководителей подразделений Университета.

Вернуться в раздел Факультеты и кафедры

Кафедра онкологии

Режим работы: 9:00 — 15:00

Адрес: пос. Песочный-2, ул Ленинградская, д.68, ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова» МЗ и СР РФ

  • ФГБУ НИИ онкологии им.Н.Н. Петрова

Телефон: 8 (812) 439-95-29

Режим работы кафедры: 09:00 — 16:00 (Пн — Пт), 09:00 — 13:00 (Сб)

График приема заведующим: 11:00 — 12:00 (Вт, Пт)

Дата создания кафедры: 16 ноября 1944 года

Ежегодно на кафедре обучается до 750 студентов 6-го курса, 250 врачей — слушателей, а также 10-15 клинических ординаторов, 2-3 аспиранта.

Основными направлениями учебной, научной и практической деятельности сотрудников кафедры онкологии являются:

  • Сохранение традиций кафедры онкологии.
  • Использование колоссального потенциала Института для преподавания онкологии.
  • Фундаментальная онкология практическому врачу.
  • Современные методы комбинированного и комплексного лечения злокачественных опухолей (в том числе высокотехнологические).
  • Психологические проблемы в онкологии.
  • Паллиативное лечение злокачественных опухолей.

Кафедра онкологии проводит научно-исследовательскую работу по плановой теме «Совершенствование методов диагностики и лечения солидных опухолей и лимфопролиферативных заболеваний».

Научные направления деятельности кафедры, определены темой плановой НИР и предусматривают:

  • Оптимизацию хирургических методов лечения, включая органосохраняющие операции, реконструктивно-пластические, а также сверхрадикальные циторедукции с использованием фотодинамической терапии, аргоно-плазменной деструкции, внедрение эндовидеохирургии.
  • Повышение эффективности лекарственной терапии в лечении злокачественных новообразований, включая гипертермическую перфузию химиопрепаратов, высокодозную химиотерапию, биотерапию.
  • Выработку методики, необходимой для подбора индивидуальных схем химиотерапевтических препаратов в лечении больных солидными и лимфопролиферативными заболеваниями с использованием результатов современной фундаментальной онкологии и онкоморфологии
  • Оптимизацию лучевой и комбинированной терапии солидных опухолей и злокачественных лимфом;
  • Выявление наиболее адекватных путей для социальной и социально-психологической реабилитации.

Уровень образования: студенты 6 курса-на додипломном образовании, слушатели- на последипломном образовании.

Форма обучения: дневная.

Нормативный срок обучения: студенты- 9 мес.в год. Слушатели::ОУ-144 ч.(1 мес.),ТУ-144 ч.(1 мес.),108 ч.(0,75 мес.),ПП- 504 час.(3,5 мес.) всего: 8,5 мес.в год.

Наличие учебных кабинетов: Учебные комнаты-2, аудитория-1.

Наличие объектов для проведения практических занятий: отделения, поликлиника,операционные ФГБУ НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова.

Программа обучения студентов 6-го курса: специальность -14.00.12.-онкология

Диагностика и лечение злокачественных новообразований

Программа обучения в клинической ординатуре: специальность — 14.00.12.- онкология

Диагностика и лечение злокачественных новообразований

Программа обучения в аспирантуре: специальность — 14.00.12.- онкология

Диагностика и лечение злокачественных новообразований

На кафедре проводятся циклы обучения по следующим разделам:

  • Клиническая онкология Подготовка и прием экзамена на подтверждение сертификата специалиста (для зав.отделениями, онкологов, хирургов и гинекологов)
  • Онкология. Профессиональная переподготовка. Прием экзамена на диплом и сертификат специалиста (для врачей лечебного профиля и педиатров, имеющих стаж работы по специальности «онкология» более 5 лет)
  • Химио- и гормонотерапия злокачественных опухолей (для зав.отделениями, онкологов и химиотерапевтов онкодиспансеров, онкологических отделений больниц и поликлиник)
  • Клиническая онкология (для интернов и клинических ординаторов кафедр
  • хирургического профиля и НИИ)
  • Сестринское дело в онкологии. Подготовка и прием экзамена на сертификат специалиста (для фельдшеров и медицинских сестер)

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Беляев Алексей Михайлович

Заместитель заведующего кафедрой на время его отсутствия, заведующий учебной частью: Урманчеева Адилия Феттеховна.

Профессора кафедры: А.С.Барчук, А.М. Беляев, М.Л.Гельфонд, Е.Н.Имянитов Е.В.Левченко, В.Г.Лемехов, В.Ф.Семиглазов, А.Ф.Урманчеева.

Доценты кафедры: А.И.Арсеньев, А.И.Воробьев, Е.В.Демин, А.Е.Михнин, А.Э.Протасова, Е.А.Ульрих, В.А.Чулкова.

Ассистенты кафедры: Н.Ю.Аристидов, Н.А. Воробьев, П.В.Криворотько, Ф.В. Моисеенко, А.А.Рязанкина,. Ю.В. Семилетова В.Ю. Халтурин.

Появление и становление кафедры онкологии неразрывно связано с именем основоположника отечественной онкологии, создателя полиэтилогической теории происхождения злокачественных опухолей, члена-корреспондента АН СССР, академика АМН СССР, профессора Николай Николаевича Петрова и именами его ближайших учеников и соратников.

Долгие годы, с 1913 по 1958 годы, Н.Н. Петров возглавлял в Государственном институте для усовершенствования врачей (ЛенГИДУВ) кафедру хирургии, в деятельности которой под его руководством проблемы онкологии занимали доминирующее положение. В результате исключительной активности Н.Н. Петрова, его неоднократных выступлений в печати, на совещаниях и съездах, в наркомздраве РСФСР, в Ленинграде, в 1927 году на базе больницы им. И.И.Мечникова был создан Научно-практический онкологический Институт ленинградского губернского отдела здравоохранения.

Н.Н. Петров, продолжая заведовать кафедрой хирургии ГИДУВа в 1931 году создал и возглавил доцентуру по онкологии и начал занятия с врачами, которые съезжались к нему на кафедру из всех регионов страны. Для преподавания различных разделов онкологии им были привлечены сотрудники вновь созданного Института Онкологии; занятия проходили в основном на базе Института.

В 1935 году основные обязанности по преподаванию на кафедре онкологии Н.Н. Петров возложил на Семен Абрамовича. Холдина. Официальное признание кафедра Онкологии получила только в 1944 году в соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР №301 от 28.10.1944. Уже в процессе своей работы в качестве ассистента, а затем доцента кафедры онкологии С.А. Холдин опубликовал в сборнике «10 лет Института Онкологии» подготовленную им программу онкологического цикла для кафедры онкологии ГИДУВа, подробно расписав лекции и практические занятия, а также необходимую им отечественную и зарубежную литературу. Цикл включал 510 часов; из них 136 часов отводилось на лекции по онкологии и 374 часа на практические занятия. Кроме того, 86 лекционных часов отводилось на смежные дисциплины, среди которых необходимо отметить эпидемиологию, биохимию, биологию и общую патологию.

Заведующим кафедрой онкологии С.А. Холдин был официально избран 16.11.1944 года и занимал этот пост одновременно с работой в НИИ онкологии до 1953 года. По сведениям, которые приводит С.А. Холдин, на первых циклах присутствовало небольшое число врачей, преимущественно хирургов, затем их число стало быстро увеличиваться; кроме того, были созданы особые циклы специализации (по 4 месяца) для подготовки кадров онкологов – работников противораковых пунктов и стационаров.

В 1953 году кафедру онкологии возглавил Александр Иванович Раков, широко известный хирург-онколог, крупный специалист, внесший большой вклад в разработку общих принципов диагностики и лечения злокачественных новообразований, включая определение объемов хирургических вмешательств при неоплазиях желудка, легкого, мягких тканей. Один из пионеров хирургии рака легкого, А.И. Раков возглавлял кафедру онкологии по 1970 год, продолжая активную деятельность в стенах института, где он непрерывно работал с 1932 года. В 1960 А.И. Раков был избран членом-корреспондентом АМН СССР и с 1966 года до своей смерти в 1972 году возглавлял Институт онкологии МЗ СССР.

Его деятельность на кафедре онкологии ГИДУВа была в высшей степени плодотворной. Широко образованный, любивший и тонко понимавший искусство, блестящий лектор, он неизменно привлекал на свои лекции не только врачей, проходивших циклы подготовки на кафедре онкологии, но и многочисленных сотрудников Института, заполнявших аудиторию. Многие его ученики до настоящего времени работают в онкологических институтах и диспансерах во всех регионах России и вновь образованных независимых государствах.

В 1970 году заведующим кафедрой был избран профессор Владимир Николаевич Демин. Кафедра осталась на базе городского онкологического диспансера, а Институт переехал в поселок Песочный в 20 километрах от Ленинграда. В.Н. Демин пришел в ГИДУВ в 1946 году в качестве аспиранта, защитил кандидатскую и затем докторскую диссертации под руководством С.А. Холдина и с 1970 по 1986 год возглавлял кафедру онкологии. Кроме того, с 1955 по 1962 год В.Н. Демин выполнял функции главного онколога города и внес значимый вклад в развитие противораковой борьбы в Ленинграде. С его именем связано создание первых районных онкологических кабинетов в поликлиниках и создание областного онкологического диспансера, деятельность которого позволила значительно улучшить оказание онкологической помощи жителям Ленинградской области. Одним из первых В.Н. Демин привел сведения о числе врачей, прошедших подготовку на кафедре. По его данным, за первые 15 лет деятельности, около 500 докторов посещали циклы усовершенствования, а за последующие 15 лет их число увеличилось до 2500 человек. Всего же число слушателей кафедры превысило 5000 человек, не считая врачей, которые занимались на кафедре короткие периоды времени, так как проходили подготовку на других циклах ГИДУВа. В целом, по данным В.Н. Демина, за период с 1931 по 1980 годы, кафедра провела 125 циклов, сотрудники кафедры приняли участие в издании 8 руководств, 16 монографий, 62 лекций. В.Н. Демин за годы работы на кафедре опубликовал более 300 научных работ, в том числе 2 монографии.

C 1986 по 2001 год кафедрой онкологии руководил профессор Владимир Васильевич Мартынюк, который пришел на кафедру в 1962 г. в качестве аспиранта проф. А.И.Ракова. Тема кандидатской диссертации (1965) – «Клинико-анатомическая оценка паховой лимфаденэктомии (операция Дюкена) при метастазах злокачественных опухолей», докторской (1982) – «Сфинктеросохраняющие операции при раке прямой и сигмовидной кишки». Профессор В.В.Мартынюк — автор 130 научных работ, известный хирург, ученый и преподаватель. Под руководством профессора В.В. Мартынюка было защищено 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций. В течение этих лет проводилась значимая научная и методическая работа, позволившая не только сохранить, но и приумножить накопленный на кафедре в течение десятилетий опыт преподавательской деятельности. Основными направлениями научной деятельности кафедры были: разработка новых методов комбинированного лечения злокачественных новообразований, изучение и анализ результатов органосохраняющих хирургических вмешательств. Значительные усилия сотрудников кафедры в этот период были направлены на максимальное сближение процесса преподавания с практическими нуждами врачей-онкологов.

C 2001 по 2011 год кафедрой заведовал профессор Владимир Михайлович Моисеенко. Становление В.М.Моисеенко, как врача и ученого неразрывно связано с НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова. Под руководством ведущих онкологов страны он прошел обучение в клинической ординатуре и аспирантуре, работал младшим научным сотрудником, позже — старшим; в 1996 создал и возглавил в НИИ онкологии отделение биотерапии и комплексных методов лечения солидных опухолей; с 2000 по 2005 годы был заместителем директора института. В.М.Моисеенко — автор более 250 научных работ, в том числе 4 монографий. Заслугой В.М. Моисеенко является создание впервые в стране Отечественной Школы Онкологов с изданием журнала «Практическая онкология».

С 2001 года начался новый этап в деятельности кафедры, когда через 30 лет произошло ее воссоединение с НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова, что, естественно, усилило научный потенциал и открыло перспективы в организационно-методической деятельности. Основными направлениями научной и практической работы стали: разработка новых методов комбинированного лечения злокачественных опухолей различных локализаций, паллиативная онкология, онкогенетика и психоонкология.

В 2011 году кафедра онкологии, бывшая в составе Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования, в связи с реорганизацией Высшей школы медицинского образования и создания Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И.И.Мечникова, была объединена с кафедрой онкологии Санкт-Петербургской Санитарно-Гигиенической Медицинской академии им. И.И. Мечникова. Задачи кафедры были расширены, а именно — преподавание онкологии студентам 6-го курса, тем самым создана преемственность в обучении онкологии на до- и последипломном уровнях.

Преподавание студентам курса онкологии в Санкт-Петербургской Санитарно-Гигиенической Медицинской академии им. И.И. Мечникова было организовано профессором Анатолием Николаевичем Матыцином в 1980 г. при кафедре хирургических болезней №2.

В 1990-1995г.г. заведование курсом онкологии перешло к проф. Дмитрию Георгиевичу. Беляеву.

В 1996 году на заведование курсом онкологии был приглашен Владимир Григорьевич Лемехов, под руководством которого в 1997 году курс онкологии был преобразован в кафедру онкологии, которой он руководил до 2011 г. Профессорско-преподавательский состав кафедры был сформирован из сотрудников НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова.

В октябре 2011 года заведующим объединенной кафедры онкологии был назначен директор НИИ онкологии им. Н,Н.Петрова МЗ и СР РФ профессор Алексей Михайлович Беляев. Выпускник Военно-медицинской академии А.М.Беляев после адъюнктуры работал преподавателем на кафедре военно-морской хирургии Военно-медицинской академии. В 2004 году им была защищена докторская диссертация на тему «Циторедуктивные операции и гипертермическая внутрибрюшинная химиотерапия в комплексном лечении распространенных форм абдоминального рака». А.М. Беляев с 2007 г. по 2009 год являлся заведующим кафедрой военно-морской хирургии военно-медицинской академии и одномоментно руководителем отделения неотложной онкологии в НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе. В 2009 году А.М.Беляев был назначен директором НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова.

В 2008 г. кафедрой онкологии было издано 3 монографии:

  1. Практическая онкогинекология:избранные лекции.
  2. Практическая онкоурология:избранные лекции.
  3. Справочник по онкологии.

В 2010-2012 г. сотрудниками кафедры издано 14 методических пособий: Саркома Юинга.

  1. Осложнения цитостатической терапии: Фебрильная нейтропения. Инфекционно-токсический шок.
  2. Оценка трофологического статуса при раковой кахексии.
  3. Коррекция урологических осложнений при колоректальном раке. Особенности проведения лекарственного лечения онкологическим больным в амбулаторных условиях. Оксалиплатин (элоксатин) в лечении метастатическогоь рака яичников. Лечение злокачественных опухолей печени с применением методов локальной деструкции. Хирургическое лечение больных раком молочной железы.
  4. Меланома и беременность
  5. Скрининг в онкологии.
  6. Эффективность анти-EGFR моноклональных антител при лечении больных раком толстой кишки. Индивидуализация лекарственного лечения злокачественных опухолей. Информирование онкологического больного.
  7. Опухоли женских половых органов и беременность
  8. Лечение мягкотканых сарком. Скрининг рака толстой кишки.
  9. Современные методы диагностики и лечения меланомы кожи. Комплексное лечение злокачественных опухолей бронхов и/или трахеи с использованием эндотрахеобронхиальных операций, очетанной химиолучевой терапии и фотодинамической терапии.
  10. Сохранение фертильности у пациентов с онкологическими заболеваниями.
  11. Злокачественные опухоли женских половых органов и беременность.
  12. Опухоли яичника. Клиника,диагностика и лечение.
  13. Эмоциональное выгорание врачей-онкологов и медицинских сестер онкологической клиники.
  14. Таргетная терапия неоперабельного немелкоклеточного рака легкого.

В конце мая завершился третий набор в Высшую школу онкологии – совместный проект Фонда профилактики рака и НИИ онкологии им. Петрова. Грант на бесплатное обучение в ординатуре и стипендию получили десять абитуриентов: восемь будущих онкологов и двое патоморфологов. По просьбе редакции Вести.Медицина Ксения Жирнова поговорила с исполнительным директором Фонда профилактики рака Ильей Фоминцевым. Он рассказал, что такое Высшая школа онкологии, какие вступительные испытания были в этом году и почему будущее российской медицины зависит от каждого врача.

— Илья, что такое Высшая школа онкологии и чем эта программа отличается от обычной ординатуры?

— Можно сказать, что ВШО – это такая надстройка над стандартной ординатурой. В НИИ онкологии им. Петрова есть хорошая, крепкая ординатура, мы немного модернизировали программу, добавили свои занятия и получили ВШО. Раньше вообще было как? Первый месяц или полтора – это лекционный курс, он мало чем отличался от вузовского. Дальше ординаторы шли на свои отделения и там работали как врачи или помощники врачей – вот и все обучение.

Мы решили изменить этот подход: резиденты ВШО занимаются с преподавателями на протяжении всей ординатуры. Их учат критическому мышлению, самостоятельному принятию решений, общению с пациентами, как добывать знания и как эти знания оценивать. Хочу отметить, что под влиянием ВШО и в НИИ онкологии организовали регулярные лекции для ординаторов – это очень правильно.

— Как появилась идея ординатуры нового поколения?

— Когда мы впервые задумывали ВШО, не было никакого особого представления, как это должно быть. Мы просто понимали, что в регионах полно талантливых, но не слишком обеспеченных студентов, у которых нет денег, чтобы из этих регионов выбраться. Да, в ординатурах есть бюджетные места, но рассчитывать на них практически бессмысленно. Во-первых, их мало. Во-вторых, и те, что есть, обычно распределяются среди местных. Конкурс в ординатуру открытый, но всегда есть кто-то знакомый, кого хотелось бы взять. Он либо на кафедре засветился, либо участвовал где-то – по разными причинам. Так что если абитуриент приехал издалека, поступить в обычную ординатуру на бюджет практически нереально. Да и помимо стоимости обучения существует некий имущественный ценз: жилье, транспорт, все остальное.

И вот когда мы решили объявить конкурс на бесплатное обучение, на нас вышел Вадим Гущин, глава департамента онкологии Mercy Medical Center в Балтиморе, США. Сейчас Вадим и его коллеги, американские врачи-онкологи, работают с резидентами ВШО по принятым на западе методам.

— Что это за методы? Как вообще выстроен учебный процесс в Высшей школе онкологии?

— У нас два основных метода обучения: журнальный клуб и семинары. Журнальный клуб – это разбор научных статей, которые особенно сильно повлияли на развитие онкологии. Материалы предлагает Вадим, но резиденты принимают активное участие в процессе выбора.

Одну статью могут анализировать 2-3 занятия, каждое из которых длится по 3-4 часа. В результате исследование препарировано полностью: как оно построено, откуда что взялось, какие есть ошибки и ограничения, можно ли на практике применять полученные результаты – разобрано каждое слово.

Второе – это живые семинары. Для их проведения специально приезжают преподаватели из США, из Финляндии. Они проводят отдельные занятия по разным видам терапии, end-of-life care, технологии общения с пациентами. Последнее особенно важно, потому что в российских вузах этому не учат. Сначала теория – что надо говорить, как надо говорить, куда заворачивать свою беседу и какая у вас должна быть техника этой беседы. Затем резиденты примеряют на себя разные роли и разыгрывают сложные ситуации, которые случаются в практике. Например, пациент отказывается от доказанного и эффективного метода, но собирается лечиться грибами. Или вообще вам не доверяет, потому что слишком молодо выглядите. Как сообщить своему пациенту о совершенной ошибке или о том, что надежды уже нет – таких вопросов просто море, и все они разбираются в ходе семинаров.

Есть еще третий момент. Резиденты ВШО готовят доклады к конференциям совместно с западными коллегами, консультируются у них по технологии выступления.

Вообще наши дополнительные занятия направлены не на то, чтобы дать ребятам какие-то конкретные решения, а на то, чтобы показать, как добывать знания самим. Они учатся учиться и учатся учить других. Это целая методика, а не просто какая-то эфемерная болтология на занятиях. Резиденты очень четко эту методику осознают и, мы надеемся, смогут ее воспроизвести. Они уже сейчас преподают своим младшим коллегам, и с третьим набором мы планируем расширить эту практику.

— Расскажите, пожалуйста, про третий набор. Сколько заявок было подано, как проходил конкурс, кого в итоге выбрали?

— В этом году у нас было 350 заявок. Традиционно конкурс в ВШО состоит из трех туров. Сначала абитуриенты просто заполняют анкету: указывают свой средний балл, уровень владения английским языком, какие-то учебные активности и достижения. Еще мы внимательно смотрим на оценки по базовым предметам, их пять или шесть. Все, кто удовлетворяют нашим минимальным требованиям, проходят во второй тур.

Задание второго тура в этом году было новое. Мы попросили конкурсантов решить несложные задачи по неотложной помощи. У каждого было 5 задач и час времени – на наш взгляд вполне реально. Но для без пяти минут врачей это задание оказалось практически невыполнимым: только у 14 из 168 ответивших все условные пациенты остались живы.

Ситуация, конечно, ужасающая. На уровне представления мы и раньше понимали, что с медицинским образованием в стране плохо. Но без количественного подтверждения не осознавали масштабы проблемы. Несложное, казалось бы, задание продемонстрировало полную оторванность образования от реальной практики. Это связано и с устарелостью методик, и с неверным подходом к обучению вообще.

У российского медицинского образования нет ориентации на решение проблем пациентов. Очень многое направлено именно на процесс: студенты что-то делают, это выглядит наукообразно и всех устраивает. Но их нельзя винить. Такие химеры порождает феноменологический подход к обучению, когда каждый день мудрые профессора говорят: «смотрите, как делаю я, и делайте так же», «запишите вот это жесткое правило, как надо лечить такой случай, и никогда от него не отходите» или «больше ничего не читайте, потому что я лучше знаю». В итоге-то мир гораздо шире, медицина меняется постоянно. Но нашим студентам дают какую-то жвачку или консерву.

В общем, людей в последний тур выбирали достаточно мучительно. Мы проранжировали конкурсантов по результатам второго задания и вживую, по видеосвязи поговорили с первыми 50-70. Сделали это для того, чтобы точно не ошибиться. Троим или четверым самым топовым не звонили. И так было ясно: их надо брать.

А с остальными разговаривали чтобы понять, чего они хотят, насколько мотивированы, как вообще себя ведут. У нас целая группа собралась из выборщиков. А выборщики – это, собственно, резиденты ВШО, которые сами через подобный отбор прошли.

Третий тур – это экзамен в НИИ онкологии им. Петрова, состоящий из двух компонентов. Первое – выступление перед пациентами. Конкурсанты рассказывают, почему решили идти в медицину, как выбрали онкологию и все в таком духе. А мы смотрим, как они ведут себя на публике и относятся к будущей профессии. Пациенты ставят им оценки, которые учитываются при финальном обсуждении.

Вторая часть – собеседование с профессиональными онкологами по стандартным для ординатуры билетам. И вот с этим этапом надо что-то делать, потому что такая оценка очень субъективна. Наблюдая за работой комиссии, я понял, что при абсолютно равных ответах некоторые абитуриенты совершенно случайно запоминаются меньше, чем другие.

А финальный отбор у нас проходит так: каждый член комиссии составляет список, кто на его взгляд достоин получить грант. Если конкурсант есть во всех списках – он точно проходит, если нет, то судьба кандидата решается голосованием.

Я видел, как это бывает: экзаменаторы устали, отвлеклись воды попить, возня какая-то во время ответа. И все, ответ затерся, девушка не прошла. Поэтому мы и хотим на следующий год как-то переработать третий тур и приблизить его к формату USMLE (The United States Medical Licensing Examination). В США этот экзамен очень надежно коррелирует с будущим человека. Набрал высокий балл – станешь лидером, низкий – шансов маловато. В любом случае, надо изучить международный опыт, посмотреть как это делают в других странах и попробовать воссоздать нечто похожее. Потому что выдумывать свое, скажем так, немного опасно. Мы сейчас что-то придумаем, сделаем, а оценка результатов будет лет через десять. Но отбираем-то мы ребят сейчас, а не через десять лет.

В итоге в третий набор ВШО попали десять человек: четверо из Питера, одна девушка из Москвы, остальные из регионов – Омск, Волгоград, Архангельск, Балашиха и Нижний Новгород. Ребята все замечательные, посмотрим, что будет дальше.

— За три года через вас прошло достаточно много студентов. Можно ли сказать, что в каких-то городах сильные ребята, а значит, хорошее образование?

— Мы об этом думали, но выборка пока слишком маленькая, чтобы о чем-то говорить. Вообще надо понимать, что наша оценка будет искаженной. Даже если мы заметим какую-нибудь закономерность, это может означать не то, что там сильные выпускники, а то, что конкурс лучше разрекламирован.

— Планируются ли какие-нибудь заметные изменения в программе ВШО?

Изменений будет много. Сейчас мы готовим другую юридическую структуру ординатуры. Будем делать понятную и четко написанную программу обучения с критериями оценки. И самое главное – мы планируем расширяться. Сейчас ведем переговоры с двумя крупными московскими клиниками, которые станут учебными базами наравне с НИИ онкологии им. Петрова.

— Считаете ли вы, что такая единичная инициатива, как ВШО, сможет что-то изменить в российской системе медицинского образования?

— Определенно да. Это, конечно, похоже на донкихотство, но когда у нас полный ноль в плане адекватного образования, каждая инициатива заметна. С этого нуля даже один человек может многое изменить. Мы с Гущиным вдвоем подняли такой хайп, что проблему заметили на федеральном уровне. Возможно у меня некая предубежденность, потому что я нахожусь внутри среды и, естественно, реагирую острее. Но я читаю комментарии обычных людей и вижу, что они заинтересованы нашим проектом. Мы поднимаем и иллюстрируем гигантскую проблему, открываем глаза на то, о чем долго молчали.

И мы ждем, что когда резиденты ВШО выпустятся из ординатуры и разбредутся по стране, они будут менять ситуацию на местах. Один в поле точно воин. Все зависит от личности человека, от его активности. В реальности, если сильно захотеть, каждый может многое поменять в своей больнице или своем вузе. Естественно, идти по карьерной лестнице ребята будут с разной скоростью: кто-то выбьется раньше, кто-то позже. Мы очень надеемся на нетворкинг, потому что когда один вылезет наверх, он потянет за собой и остальных. Такая сеть сильно улучшает шансы каждого из них на карьерный рост, а чем выше ты сидишь, тем больше сможешь изменить.

— В завершении нашего разговора поделитесь, что было самым интересным во время третьего набора?

— Каждый год мы делаем лазеечку, через которую один самый сообразительный конкурсант может попасть из первого тура сразу в третий. Надо всего лишь ответить на вопрос, на который, как правило, ответа нет вообще. Этот конкурс мы называем по-разному. У нас уже были «Я знаю, кто убил Кеннеди» и «Я знаю, где Святой Грааль». В следующем году наверное будет «Я знаю, где второй носок».

Очень сложно придумать этот заковыристый вопрос. Нас интересует не что ответил конкурсант, а как он к этому ответу подошел, ход его мыслей. В этом году вопрос был такой: почему заболеваемость раком, которая в целом детерминирована возрастом, падает после 85 лет? До этого возраста растет, а после начинает снижаться. Вообще есть три теории, которые объясняют феномен, их можно попытаться найти в интернете. Но даже если конкурсант нагуглит ответ, а не дойдет до него сам, это не страшно. Потому что так пользоваться гуглом может только очень смышленый человек, нам такие и нужны.

Источники: http://rrcrst.ru/kafedra-radiologii,-xirurgii-i-onkologii/priem-v-ordinaturu.html, http://szgmu.ru/rus/pdo/k/75, http://med.vesti.ru/articles/doctors_patients/kogda-u-nas-polnyj-nol-v-plane-adekvatnogo-obrazovaniya-kazhdaya-initsiativa-zametna/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *