Обследование после лечения онкологии

Пациенты, оперированные по поводу рака ободочной и прямой кишки, требуют особого внимания после операции. Блестяще выполненная операция и хорошо проведенная послеоперационная химиотерапия, не всегда гарантируют полное выздоровление.

Все пациенты в течение 5 лет после операции должны находиться на учете у врача-онколога и проходить ряд обследований с целью профилактики или ранней диагностики возврата заболевания. Кто лучше других знает про течение заболевания у данного конкретного пациента и может предпринять своевременные меры для коррекции лечения, как не лечащий врач. Для удобства пациентов на сегодняшний день разработана программа послеоперационного мониторинга, т.е. маршрутная карта в которой указано — когда и какие анализы и обследования необходимо проходить.

Всем пациентам в первый, третий, шестой месяцы после операции, а затем ежегодно необходимо сдавать кровь на онкомаркеры СА 125 и РЭА. С такой же частотой необходимо проходить компьютерную томографию органов грудной и брюшной полостей. Если по каким то причинам у пациента не получается выполнить компьютерную томографию, ее можно заменить на ультразвуковое исследование брюшной полости и рентгенографию грудной клетки. Однако они будут обладать несколько меньшей информативностью. С помощью этих обследований детально изучаются — область операции, легкие, печень, лимфатические узлы, т.е. те места — где внезапно могут «проснуться» опухолевые клетки. Ежегодно необходимо проходить колоноскопию, для того, чтобы осмотреть зону анастомоза в месте удаленной опухоли. А так же обследовать всю толстую кишку, с целью ранней диагностики колоректальных полипов, как предракового заболевания. Пациенты, оперированным по поводу рака прямой кишки, ежегодно проходят МРТ малого таза.

Только своевременное и адекватное наблюдение и обследование у лечащего врача в послеоперационном периоде позволит держать под контролем такое серьезное заболевание, как колоректальный рак.

«Пролеченный онкологический больной должен вести обычный образ жизни. Обычный, но здоровый образ жизни. Есть как обычный человек, пить, лечиться от простуды как обычный человек. Работать, летать в командировки – всё это можно. Конечно, есть ограничения. Например, облученную область надо прятать от солнца. Если есть метастазы в костях, то можно делать легкие, расслабляющие мышцы массажи, но никаких сильных методик, шиатцу и тому подобное: может быть перелом. Действительно существуют продукты, более полезные для человека с онкологией в анамнезе. Доказано, что женщинам с гинекологической онкологией, раком груди надо внимательно следить за весом и не допускать его роста: увеличивается риск рецидива, это научно подтверждено. Можно и нужно заниматься спортом, если позволяет самочувствие. Важно сохранять голову на плечах и не делать всего того, что вредно и здоровому человеку.

Что касается медицинских проверок и наблюдения. Я часто вижу две крайности. Пациент может запаниковать и бегать проверяться чуть ли не каждый месяц. Ладно, если это более-менее безобидное УЗИ или анализ крови. Но ведь требуют вводить в организм изотоп, положить на ПЭТ-КТ. Другая крайность – вообще перестать ходить к врачу. Здесь надо понять следующее. Для некоторых видов онкологии важно ловить рецидив или отдаленный метастаз как можно раньше. У некоторых – нет. Каждые три месяца в первый год после окончания радикального лечения надо делать высокотехнологичные проверки и снимки при лимфомах, опухолях яичка у мужчин, опухолях кишечника. А по раку груди нет таких требований, загляните во всемирные рекомендации, в стандарты National Cancer Institute. Раннее выявление при РМЖ – это выявление опухоли в груди. Рецидив в груди, конечно, неприятен, надо снова оперироваться, лечиться. Но жизни он не угрожает. А вот если появляются отдаленные метастазы при онкологии груди, то совершенно неважно, какого они размера и насколько рано обнаружены. Метастаз в печени размером в 0,5 см или в 5 см – не имеет никакого значения для прогноза. Абсолютно. Это тоже проверено уже.
Отдаленные метастазы надо начинать лечить, когда появляются симптомы. Если женщина нормально себя чувствует с отдаленными метастазами, ведет обычный образ жизни (а это не так редко бывает), то не надо ухудшать ей качество жизни ненужным лечением, проверками, многие из которых не так безобидны, как кажутся.
Чем больше лекарств, тем дольше живут наши пациенты. 10 лет назад люди с метастатическим раком кишечника жили 4 месяца в среднем, а сейчас они живут 4 года в среднем. Все это благодаря фармакологии. При метастатическом гормонозависимом раке груди женщины в мире живут по 10 – 20 лет. Ну конечно с лечением, с такой таблеткой, другой… Но они живут как другие хронические больные. К сожалению, не живут долго с метастазами в мозг: туда очень мало лекарств проникает».

Cоставление текста консультировала врач Риина Кютнер
1.02.2017

Теперь, когда активное лечение рака закончено, Вы готовы вернуться к повседневной жизни. Хотя многие из переживших рак обнаруживают, что, после перенесенного рака впереди их ожидает «новая» повседневная жизнь. Вызванные раком и его лечением физические и эмоциональные изменения могут сохраняться в течение многих лет.

По мере завершения лечения рака важно обсудить со своим врачом возможные рецидивы заболевания и риск развития длительных побочных эффектов. Для сохранения хорошего здоровья и раннего выявления возобновления, т.е. рецидива рака, после окончания активного лечения рака молочной железы рекомендуется составить план дальнейшего наблюдения совместно с Вашим онкологом (план последующего контроля).

План последующего контроля включает в себя регулярные медицинские осмотры, соответствующие скрининги на рак и здоровый образ жизни, например, физическая активность и правильное питание, или другие медицинские исследования для контроля за процессом выздоровления в ближайшие месяцы и годы.

Пациент считается здоровым, если рак не возобновился в течение пяти лет после первичного диагностирования заболевания.

Симптомы возобновления (рецидива) рака груди

Многие пережившие рак беспокоятся и боятся, что рак может вернуться после окончания лечения. В большинстве случаев рак не повторяется, но все равно важно поговорить со своим врачом о возможности возобновления рака.

Обязательно свяжитесь со своим врачом, если Вы заметили какие-либо из следующих симптомов:

• образование подмышкой или на стенке грудной клетки;
  • сыпь или изменения кожи на груди или грудной клетке, в том числе изменения кожи или язвочки в области послеоперационного шрама;
  • изменения размера или формы груди или отек груди или руки;
  • сохраняющаяся и усиливающаяся боль, которую не смягчают безрецептурные обезболивающие;
  • боли в костях или переломы;
  • судороги или длительные головные боли, которые не смягчают безрецептурные обезболивающие;
  • хронический кашель или одышка;
  • боль в животе и/или пожелтение кожи и белков глаз из-за заболевания печени;
  • изменения зрения, за исключением изменений близорукости и дальнозоркости;
  • изменение уровня энергии, например, общее недомогание или чрезмерная усталость;
  • потеря аппетита и/или потеря веса.

Наблюдение после лечения рака груди

После окончания активного лечения рака молочной железы рекомендуется продолжить посещать онколога в течение 5 лет, а затем перейти под наблюдение семейного врача. Наблюдение за возникновением рецидива рака молочной железы основывается на Вашем возрасте, особенностях диагноза и полученном леченим.

Ваш план дальнейшего контроля после лечения состоит из:

• Регулярных медицинскихосмотров, включая сбор анамнеза заболевания. В течение первых трех лет следует посещать онколога каждые 3-6 месяцев, в следующие два года каждые 6-12 месяцев и затем ежегодно.
  • Самостоятельного обследования грудей. Проверяйте свою грудь ежемесячно, для раннего обнаружения изменений
  • Управления связанными с раком и лечением длительными побочными эффектами
  • Консультирования касательно образа жизни и советов по снижению риска развития рака
  • Рекомендаций по поводу общественных ресурсов (социальные, психологические и т.д.), и групп поддержки

Общие рекомендации по здоровью и скринингу рака

Для обеспечения хорошего здоровья мы подбадриваем восстанавливающихся после рака груди женщин следовать сложившимся руководствам: достижение и поддержание здорового веса, движение, отказ от курения, сбалансированное питание и соблюдение рекомендаций по скринингу рака (отборочное исследование).

Общие рекомендации для восстанавливающихся после рака молочной железы женщин:

• Ешьте больше фруктов, овощей, цельнозерновых продуктов и бобовых культур. Потребляйте меньше калорийных продуктов питания и напитков, а также меньше насыщенных жиров.
  • Будьте физически активны в течение не менее 150 минут в неделю при умеренной, или 75 минут при тяжелой нагрузке.
  • Добавьте силовые упражнения как минимум для двух дней в неделю. Особенно женщины, получившие химиотерапию или гормональную терапию, должны заниматься сохранением и/или восстановлением работоспособности.
  • Ограничьте употребление алкоголя (не более одной порции в день).
  • Откажитесь от курения или употребления других табачных изделий.
  • Следуйте общим рекомендациям скрининга рака. Женщины, которые прошли менопаузу и получают определенный тип гормональной терапии, должны проходить гинекологический осмотр один раз в год, и сообщать врачу о любых выделениях крови из влагалища.

Задаваемые врачу вопросы

Для того, чтобы узнать больше о плане дальнейшего контроля после лечения рака молочной железы, можете задать своему врачу следующие вопросы:

• Каков риск рецидива заболевания?
  • Какие последующие исследования необходимы и как часто они проводятся?
  • Кто координирует мой последующий контроль?
  • Если я перееду или мне потребуется сменить врача, как обеспечить непрерывность рекомендуемого последующего контроля?
  • Как часто нужно делать маммографию?
  • На какие признаки и симптомы следует обращать внимание?
  • Как получить обзор лечения и план последующего контроля для личного пользования?
  • Где можно найти более подробную информацию о последующем контроле?

Источники: http://proctocentr.ru/articles/zachem-nado-prokhodit-obsledovanie-posle-operatsii/, http://soldat-jane.livejournal.com/7734.html, http://kasvaja.net/рак-груди/последующий-контроль-при-раке-молочн/